Профессиональная конференция по управлению интернет-проектами

20 и 21 сентября 2010

От стартапа к публичной корпорации

Доклад принят в Программу конференции
Artem Naumenko (Построение системы, которая может отвечать на вопрос вроде "с какими генами коррелирует выживаемость пациента при такой-то болезни и таком-то лечении" для редких заболеваний, при которых ни в одном биобанке данных не хватает Система объединяет данные нескольких биобанков без фактического копирования данных)
Artem Naumenko

ValueCommerce вряд ли можно назвать типичным стартапом хотя бы потому, что компания была организована, во-первых – в Японии, а во-вторых – командой иностранцев. При этом через все те этапы, через которые проходят стартапы, компания прошла, все те шишки, которые набивают – набила. Стартап и публичная корпорация – это два полюса мира бизнеса, большинство компаний находится в пространстве между этими полюсами. В стартапе все держится на энтузиазме, инициативе и личной ответственности, обычно в здоровом стартапе царит атмосфера веселого хаоса. В публичной корпорации на первый план выходит защита интересов акционеров и связанная с этим осторожность, инициатива поощряется, но только если она вписывается в корпоративные правила и процессы.

Докладчик кратко опишет процесс превращения стартапа в корпорацию, останавливаясь подробнее на тех моментах, которые считает важными и поучительными. Речь пойдет о технологической стороне процесса, поскольку собственно бизнесом занимались другие люди. Я почти не буду говорить про финансирование, инвестиции, доходы, прибыли, клиентов, M&A. Да, продвигаясь к IPO, по ходу дела мы купили и продали несколько компаний. Это все очень интересно, но мне интереснее поговорить о команде, о разработке, о процессах.

Остановка 1. Кадры решают все. Как заполучить лучших людей за сравнительно небольшие деньги. Роль опционов как мега-мотиватора. Как при взрывообразном расширении не снижать качественный уровень команды.

Остановка 2. Важность тотальной коммуникации. Особенно когда в компании работают сотрудники 12 национальностей. Особенно когда сейлз национальный, а ИТ – интернациональный. Можно ли размещать ИТ на одном этаже, а бизнес – на другом.

Остановка 3. Кто должен управлять разработкой Системы: ИТ-сотрудники или бизнес. Как мигрировать с Версии 1 на Версию 2, не растеряв половины клиентов. Какие острые углы можно сгладить при разработке Системы, а какие нельзя.

Остановка 4. Рост бизнеса и масштабирование команды. От хаоса к порядку: осмысление и внедрение процессов на всех уровнях. Отлаженные процессы дают возможность контролируемого роста, в том числе выхода в другие страны.

Остановка 5. Жизнь после IPO. На смену фанатикам приходят MBA. Можно ли сохранить команду. Нужно ли сохранять команду. Роль ИТ до и после.

Комментарии