Профессиональная конференция по управлению интернет-проектами

19 и 20 сентября 2011

Humanized Software Development

Доклад принят в Программу конференции
Богдан Гарбар (ОТП Банк входит в международную финансовую Группу ОТП (OTP Group), которая является одним из лидеров рынка финансовых услуг Центральной и Восточной Европы. ОТП Банк — это универсальная кредитная организация, предоставляющая широкий спектр банковских услуг и продуктов для корпоративных клиентов и частных лиц. Активы Банка на 1 апреля 2020 г. составили 152,6 млрд руб., собственный капитал — 33,7 млрд руб. ОТП Банк входит в число 50 крупнейших банков России, а по ряду направлений входит в число лидеров рынка. Занимает 2-е место на рынке POS-кредитования и 7-е место на рынке кредитных карт. ОТП Банк является участником Системы страхования вкладов, членом Ассоциации российских банков, Ассоциации Европейского Бизнеса, Национальной ассоциации участников фондового рынка, Национальной фондовой ассоциации, Московской Биржи. ОТП Банк обслуживает более 3,7 млн клиентов и присутствует более чем в 3 700 населенных пунктов России. Осуществление обслуживания происходит через собственную сеть, которая состоит в настоящее время из 171 049 точек потребительского кредитования, 88 кредитно-кассовых офисов (ККО), сети отделений из 135 точек клиентского обслуживания, банкоматной сети — 195 АТМ и 269 терминалов самообслуживания. ОТП Банк обладает аккредитацией на участие в конкурсах Агентства по страхованию вкладов, а также входит в список банков, поручительством которых могут быть обеспечены кредиты Банка России.)
Богдан Гарбар

Казалось бы, чего общего между скотобойнями и коммерческой разработкой ПО?

Да, хорошие разработчики тоже полностью вкладывают себя в продукты, производимый для совсем других людей, отдают всю свою жизнь и здоровье. Но ведь в этом нет особой трагедии, «it's is circle of life», как и с круговоротом мяса в природе с начала времен.

Однако «невидимая рука рынка» индустриального мира постоянно требует эффективности, а в человеческой культуре самый большой и универсальный опыт управления сосредоточен в тюремной, военной и заводской сфере. В результате, часто добрые люди, ведомые благими намерениями, выстраивают в компании подобие тюрьмы, военного лагеря и завода («как ни собирал — пулемет получается» ©). И получается рукотворный ад совершенно излишних страданий — неоправданные ограничения, иерархия доминирования, ненужные жертвы, несчастные случаи на конвеере и постоянные стрессы.

Все это следствие непонимания области управления, отчего, как в случае с карго-культом, обращаются к «сильнодействующему лекарству» — опыту массового промышленного производства или военной мобилизации, и пытаются перенести эти методы на новую область.

В разработке ситуация усугубляется тем, что часто управляющие позиции занимают не разработчики, а, скажем, мотивированные на карьеру аналитики, тестировщики, а то и вовсе гуманитарии — да, часто успешный разработчик не хочет заниматся «бюрократией», и компания не хочет терять такую ценность. И именно они принимают решение об организации процессов и выборе продуктов поддержки разработки, совершенно не понимая и не ощущая, «что такое программирование», что там легко и радостно, а что тяжело и пугающе.

А имея власть (организационный, плюс финансовый кнут и пряник) можно «сильнодействующими методами» заставить работать любой, сколь угодно жесткий процесс и пользоваться любыми инструментами контроля, после чего гордится этим и пропагандировать как индустриальные «best practices». Можно ли разорвать этот порочный круг?

Думаю, да, ибо есть пример, когда это удалось в казалось бы таком безнадежном деле, как забой скота. Это тот самый пример, когда увеличивая «эффективность» производства «заводскими методами» были созданы те самые адские-тюрьмы-заводы, где животные не просто убивались, а долго страдали ради «надежного и эффективного процесса». И так было почти везде, и считалось индустриальными «best practices», хотя разумный человек, как бы он не относился к веганам и движениям типа PETA, в ужасе старался не задумываться о том, что там происходит. Но даже там, появился человек, который смог понять коров, и разработал максимально гуманные, и кстати, высокоэффективные системы для этого процесса! Причем, по-большому счету, он просто убрал кучу незаметных мелочей, пугающих скот.

Так давайте уберем все стрессы, пугалки, демотиваторы из процесса разработки!

Но на что ориентироваться, если вы «менеджер-неразработчик», а своим разработчикам не доверяете («что эти молодые лентяи могут знать об эффективном процессе?», «может они нетипичные?», «давайте послушаем серьезных менеджеров из компании на 100500 человек»).

В случае с коровами, у того эксперта был интересный дар наблюдения за животными на свободе. А в нашем случае, мы всегда можем наблюдать за миллионами «диких программистов», разрабатывающих open-source, без стимуляции и насилия!

Наблюдая за ними, можно понять, что является для «свободного и гуманного программирования» естественным, а что — жуткий антипаттерн, которого надо избегать.

Вот об этом — о принципах «юзабилити» эффективных инструментов поддержки разработки, о основных принципах и о положительных и отрицательных кейсах-примерах, мы и поговорим.

Комментарии