Истории успеха (Компания как продукт)
1. Истории о бизнесе и счастье: разные компании, которые я строила. Цели при построении и критерии успеха. Определение цели Стерно.Ру: «построить санаторий для социально травмированных фриков» и «этический аквариум».
2. Когда нас было трое: у нас не было начальников, мы были группой с разделением компетенций. Первая ошибка в начале роста: наем дешевых людей и разделение на «нас» и «пехоту». Как мы от этого ушли: абсолютно плоская компания. Технология построения компании без иерархии: как человек может быть в одном проекте разработчиком, а в другом – координатором.
3. Когда нас было семеро: точка счастья. Как мы не хотели расти, и как мы наслаждались бардаком. Проблемы этой стадии: незаменимость каждого; проблема качества; проблема отсутствия зоны ближайшего развития.
4. Когда нас стало десять: все уже невозможно удержать в одной голове. Как вести учет, управлять проектами, выстраивать рабочие процессы – и не потерять нашей атмосферы, скатившись в корпоративные рутины? Как нас спас Web 2.0, Google Spreadsheats и 37 сигналов. Подключение к онлайновой коллаборации клиентов: неожиданное преимущество на рынке. Другие неожиданные последствия: офис для программистов -> отсутствие офиса, новая структура компании. Москва и... филиал в Пекине. Часть компании не говорит по-русски.
5. Когда нас стало пятнадцать: как расти дальше. Увеличение числа направлений и разделение на команды внутри команды. Проблемы этой стадии: невозможно всем общаться со всеми, пришлось выделить коммуникационные хабы. Другая сторона той же монеты: одному человеку не удержать всех ответственностей, отсюда – делегирование полномочий и появление лидеров внутренних команд. Впервые за много лет в Стерно появились начальники и возникли карьерные конфликты. Как я училась бюджетированию и управлению мотивациями.
6. Про людей. Проблема переутомления, проблема профессионального выгорания, проблема неприятного внешнего мира (девочки на мальчиковом поле, аутисты среди нормалов). Счастье и деньги.
7. Что теперь? Нас сорок. Сегодняшние проблемы: формирование внешнего имиджа, необходимость появления в компании сейлзов и директора по маркетингу. Новые вызовы для нас: аквариум ограничивает развитие, нужно сформировать прослойку между нами и внешним миром.